Поговорим про личное благополучие. Личное благополучие —
основа благополучного общества. Вообще в коллективистском обществе подобное утверждение может вызвать инстинктивную реакцию неприязни. Но для тех, у кого хотя бы остались искорки здравого смысла, эта статья может быть полезной. Весь так называемый альтруизм, в большинстве случаев является следствием чувства вины или (страха), что если ты не будешь жить ради кого-то другого, либо группы других людей, то будешь отвергнут ими.
Конечно же, с моей стороны заявить о личном благополучии как о первостепенном очень смело, при том, что каждый человек опутан столь сложной системой взаимоотношений. Но с моей стороны — это не есть предложение человеку иного взгляда на своё существование, а указание на решение противоречия, которое лежит в основе препятствия на пути к его самореализации.
Я понимаю, почему на утверждение о личном благополучии как о первостепенной задаче, у некоторых людей возникает острая реакция. Она возникает потому, что инстинктивно такие люди воспринимают это как изгнание себя из той общности, в которой они живут. Но мне это интересно только с позиции анализа, но не потому что я собираюсь кого-то в чём-то переубеждать — это абсолютно бессмысленно и глупо. Самое интересное, что благополучным общество может быть только тогда, когда каждый действует исходя из своих интересов. То есть благополучие общества зависит на прямую от личного благополучия каждого из них. На досуге, можете почитать мою статью про жизнь в Петербурге.
С позиции коллективистского мышления, может вырисовываться этакая картина жизни людей, которые изолированы друг от друга своими личными интересами. Но коллективистское общество — это общество идеологизированное, в нём не ставится задачей благополучие человека как единицы составляющей это общество — ему отведена лишь роль элемента системы. В индивидуалистическом же обществе личные цели человека и его личное благополучие ставятся на первое место. Такое общество является органическим, так как в нём человек руководствуется собственным чувством идентичности по отношению к своим потребностям — то есть его потребности и его его действия не противоречат друг другу. И именно этот принцип идентичности каждого человека самому себе позволяет быть благополучным всему обществу. Здесь я писал про семейные ценности.
Личные интересы - это не противопоставление их интересам других людей.
С позиции идеологов коллективизма, выгодно преподносить личные интересы как противопоставление интересам других людей, будто бы человек, следующий своим интересам, готов идти по головам других, лишь бы отстоять их. Хотя следование своим интересам - это всего лишь следствие верности самому себе, и такая верность не может нанести вред кому-либо другому, хотя коллективизм пытается преподнести эгоизм как вред, причиняемый другим людям. Коллективизм тем самым порождает извращённую мораль, которая переворачивает принципы естественного развития человека с ног на голову. Человек, живущий ради кого-то, не может реализовываться, по определению.
В коллективистском обществе, человек, приверженный его идеям, действует ради системы - он думает, что он реализует себя, хотя он просто выполняет её задачи. Если люди в своих отношениях руководствуются своими потребностями и, как следствие, своими интересами, то система отношений, основанная на таких принципах, порождает здоровое общество, в котором основой является сам человек, но не общественная идея, которой он мог бы служить. То есть эгоизм, в обывательском смысле, представляется в перевёрнутом виде, он указывает на личные интересы как зло, а действие ради интересов других - как добро. Хотя мораль подлинного эгоизма означает действие, в первую очередь, ради своих интересов, но не потому что эгоист относится плохо относится к другим людям и плюёт на них, а потому что он действует в соответствии со своей природой, так как понимает свои потребности.
Именно действие против своих подлинных потребностей является преступлением человека по отношению к самому себе. Эгоизм человека, когда он поступает исходя из понимания своих подлинных потребностей, не может быть злом для кого-либо другого, он может быть злом только для тоталитарной системы, которая извращает понятие эгоизма, не правильно интерпретируя его намеренно.
Эгоизм, ведёт ли он к скуке?
Эгоизм - это своего рода фильтр в отношениях с людьми, так как только на эгоистической основе строятся настоящие отношения. Я не говорю о том, что нужно специально кем-то становиться, я говорю - действуйте в соответствии с верностью самим себе. Но это не всегда приятно, так как, предположим, в моём случае моя реальность предельно скучна, так как нет общения со здравомыслящими (по моим меркам) людьми. Именно здравомыслие собеседника для меня является критерием качественного общения.
Под здравомыслием я понимаю способность человека мыслить вне рамок обусловливающей его среды, когда он, в своём мышлении, оперирует своими категориями, а не теми, которые ему даёт идеологическая среда.
Возможно, что верность себе приведёт вас к скуке, но, как я думаю, это лучше, чем предавать себя ради сиюминутных улучшений настроения, идя на вредные компромиссы. Но и не верно было бы понимать верность к себе как некую статику, так как она имеет смысл только в собственном движении к самореализации.
Сама специфика современных технологий распространения информации делает сфокусированность на себе трудно достижимой, когда ты получаешь любую информацию по щелчку мыши. Учитывая мотиваторы человека, которые животны в своей основе, такой способ информационного взаимодействия всё больше отвращает человека от самого себя, а, следовательно, от других людей.
Было бы нелепо предлагать в данном случае какие-либо пути решения, кроме как самостоятельного определения человеком своего положения. Интернет должен быть всего лишь средством коммуникации, но не формой, определяющей содержание этой коммуникации, как зачастую происходит в современном мире. Но сама специфика структуры информации в интернете предполагает удовлетворение сиюминутного удовлетворения потребности в информации, так как эта специфика означает большой выбор при абсолютном минимуме действий, что выгодно, исходя уже только из одной инстинктивной природы желания.
Мораль индивидуализма стирает рамки между людьми.
Каким бы парадоксальным это ни казалось, но мораль, которую порождает индивидуализм, не строит искусственные границы между людьми, а разрушает их, но это нельзя принять как рецепт на пути к такому обществу, потому как оно может рождаться только органически.
Каковы мерила благополучия человека?
Само слово благополучие, будто бы склоняет к тому, чтобы измерять его некими признаками, по которым оно определялось бы. И неизбежно к этим оценка человека собственного положения подталкивает его социальная среда. Она как бы нашёптывает ему, что ему чего-то не хватает в жизни: "второй половины", денег, образования либо ещё чего-либо.
И это как раз есть странное состояние, когда человек живёт не своими ощущения того, как ему нужно поступать, а стереотипами, навязанными ему его социальной средой. Дело в том, что большинство примитивно, его подходы к пониманию себя и окружающих - шаблонны. Окружение, допустим, какого-нибудь отдельно взятого человека считает что ему нужна "вторая половина", хотя ему, вполне возможно, в данный момент нужно одиночество.
Либо же окружение говорит своему участнику правило: где родился там и пригодился, а на самом деле он хочет расширить возможности для своей самореализации, переехав, допустим, в другой город или страну. Оно может давить на жалось, ссылаясь на то, что у этого человека есть пожилые родственники, которым нужна поддержка.
И этот несчастный человек начинает обменивать своё благополучие на благополучие этого большинства, которое и ведать не ведает о потребностях этого человека. Ведь только сам человек может понять свои потребности и, следовательно, действовать ради своего благополучия. Это не означает, что нужно изолироваться от всех остальных и делать вид, будто вы не причастны к своему окружению.
Я говорю не о делании вида, а об искренности по отношению к самому себе. Человек живёт в информационной многоплановой реальности, где есть много желающих заполучить его сознание и эксплуатировать его в своих интересах так, что он даже может и не знать об этом. Искренность по отношению к своим подлинным потребностям не подразумевает никаких компромиссов с окружением. Следовательно, искренность с собой в определении своих желаний является причиной поведения, но не его следствием, когда вы, предположим, предаёте себя во имя благополучия кого-либо другого.