Перейти к содержимому

Автор: Илья Колмаков

Немного про одиночество. Заблуждения в его понимании.

Статья про одиночество

Поговорим о том, что такое одиночество.

Скажу сразу, что я под одиночеством имею в виду не нахождение человека одного. Под одиночеством я понимаю некое ощущение, ведь можно чувствовать себя одиноким, будучи среди большого количества людей. То есть это даже ни есть выбор нахождения либо не нахождения с кем-либо, а отражение текущего состояния в настоящем моменте. Человек существо социальное, в том смысле, что его физиология подталкивает к нахождению во внешних раздражителях, которые собственно и создают у него ощущение сиюминутной полноты существования.

Благодаря этому ощущению, он и выполняет свои сугубо биологические функции, конечная из которых — это размножение. Он может толковать это как угодно: любовь, близость и т. д. Всё что не является производными биологических функций — искусственно, потому что оно не поддерживается физиологией. Если копнуть глубже, то мотивы всегда окажутся сугубо биологическими. Феномен одиночества, если его рассматривать с позиции физиологии, - бессмыслен, потому что человек не осуществляет действий, относимых к сохранению вида. Но для многих такие действия, мотивируемые физиологией, и определяют смысл их жизни. То есть биологические функции для них являются смыслом существования. Здесь я писал про отношения между мужчиной и женщиной.

Собственно так называемый брак — это есть союз, который основан на таких биологических функциях, его суть — это социальная упаковка, якобы обязывающая к чему-либо, на самом деле, это союз, который опровергает сам себя, потому что упаковка не определяет содержание. Люди, которые строят вокруг этого союза как такового свою жизнь — обречены, потому что они существуют в нём за счёт поддержания формы, но не основе его содержания, ведь именно содержание служит его основой.

Настоящие отношения

В настоящих отношениях люди свободны, вне зависимости от их первичных мотивов, на которых эти отношения базируются. То есть отношения не могут быть альтернативой одиночеству,  потому как с позиции свободы - отношения - это тоже самое, так как человек в любом случае остаётся собой, самодостаточным. Одиночество - это базовое чувство для человека, эволюционирующего в рамках своего персонального развития, не связанного с насущными сферами жизни. Это моё высказывание может показаться слишком идеалистическим, на первый взгляд, но человеку всё равно рано или поздно придётся прийти к своей основе. Ведь основа не складывается из вещей временных, коими выступают материальные, либо социальные блага.

Современный образ взаимодействия людей.

Современный образ взаимодействия людей всячески потворствует дистанцированию их друг от друга. Тот же самый интернет сложно называть средством общения, он превратился в способ общения, который заменяет общение реальное. Вся информация предоставляется человеку по одному клику мыши. Интернет стал чем-то вроде суррогата общения, воспринимаемого как нечто обыденное как то, без чего уже нельзя представить свою жизнь.

Я, конечно же, не усматриваю в нём никаких таинственных назначений. Просто надо понять, что интернет фрагментирует мышление и он не может заменить жизнь реальную, то есть не может стать её полноценной заменой. Об этом я писал более подробно в статье зачем нужен интернет. Так вот, такие способы общения способствуют нахождению человека в одиночестве, в том смысле, что он перестаёт ощущать вкус реальной жизни, потому как виртуальный мир стал заменой миру реальному.

Независимость

В одиночестве человек перестаёт быть зависимым от каких бы то ни было отношений. В данном случае я имею в виду не нахождение человека одного, а именно чувство самодостаточности вне зависимости от нахождения или не нахождения кого-либо рядом. То есть одиночество - это скорее следствие этого чувства, но не причина в виде намеренной формы жизни.

Именно в этом чувстве человек становится сильным и монолитным, потому что он знает, что его положение по отношению к себе и в целом к жизни зависит только от него. Это непередаваемое ощущение личной ответственности за свою жизнь перед самим собой. У меня такое неповторимое ощущение было, когда я переезжал жить в другой город.

Я понимаю, что человек слишком привязывается своими сформировавшимися за долгие годы чувствами к другим людям, но это то, что зачастую складывается стихийно - в этом нет ничего конструктивного и созидательного. Человеку оказывается сложно отказаться от шаблонов отношений, но не от людей как таковых. Именно устоявшиеся схемы отношений вызывают чувство привязанности, потому как они некогда были вызваны определёнными реакциями отклика на нечто отвечающее существовавшим на тот момент потребностям.

Социальные формы отношений - это уход от себя

Социальные формы отношений, при помощи которых человек может пытаться создать впечатление о себе, на самом деле, - это уход от себя. Но я не говорю здесь о том, что таких отношений не должно быть в принципе, а имею в виду то, что они не должны подменять некую свою целостность, которая не зависит от наличия чего бы то ни было. Если же человек отождествляет своё существование с этими социальными атрибутами, то рано или поздно он разочаруется, так как атрибуты имеют свойство со временем исчезать. Человек, сознательно одинокий, не становится более дезадаптированным в обществе, потому что он понимает, что не эти социальные атрибуты составляют его основу и то что они рано или поздно кончатся.

Я веду эти рассуждения не к тому, чтобы отказаться от всего внешнего в пользу себя. Человек - это социальное животное и он нуждается во взаимодействии, но это взаимодействие не должно подменять ему свою самоидентичность. Это не есть некое правило, которое надо взять за руководство к действию, а путь собственной эволюции - он не является альтернативой чему-то другому, так как затрагивает существо всего человека. Если, допустим, говорить о детях, то рождаясь, они попадают во внешний мир, к которому они вынуждены приспосабливаться, так как от этого зависит их выживание. Взрослея же, человек может переходить на иной принцип своего развития, в котором биологическое выживание как таковое не является основной целью, как это происходит у ребёнка.

Одиночество - это не выбор

Одиночество - это не выбор, потому как в случае выбора оно противопоставлялось бы неким отношениям. Человек не может знать, какие факторы его определяют: он может декларировать, что он поступает, исходя из одних мотивов, но мотивы, которые действительно являются причиной, могут быть совсем другими. То есть человек может говорить одно, а определять его может совсем другое. Факт нахождения человека одного не говорит ровным счётом ни о чём. Но факт такого одиночества может быть следствием личностных процессов в человеке, например личная эволюция, в которой биологические мотиваторы не играют никакой роли.

Человек так биологически запрограммирован, что его движут биологические мотиваторы такие, допустим, как половой инстинкт, голод, страх. Эти мотиваторы работают по умолчанию, и они не являются признаком уникальности, а приравнивают человека к природе, как и любое другое животное. Простым свидетельством этого является то, что все животные рожают, испытывают голод, страх. Но это не означает, что фактическое нахождение человека одного отделяет его от природы, это просто свидетельствует о его независимости от природы в данный момент времени, так как искусственные условия позволяют ему находиться будучи одному.

Опять же это приводит к выводу, что одиночество - это не факт чего-либо, а состояние.

Одиночество - это не способ ухода от реальности

Нужно понимать, что настоящее одиночество не может быть способом ухода от чего бы то ни было, потому как в своей подлинной форме оно не привязано ни к чему насущному, но в то же время, оно не есть следствие дезадаптации в социуме.

Животные мотиваторы скоротечны и требуют постоянной подпитки, потому как они запускаются чисто физиологическими процессами такими, например, как механизм подкрепления, срабатывающий у человека в предвкушении чего-либо хорошего, что может быть таким с позиции той же самой физиологии.

Одиночество, как форма существования, может поддерживаться физиологией только тогда, когда это хорошо именно для неё, допустим, когда человек устал от шумного окружения. Но если мы говорим об одиночестве как о состоянии "души", то в нём эти животные мотиваторы не работают, по причине своей скоротечности.

Это то состояние, которое может выдержать только мужественный и интеллектуально честный, перед самим собой, человек. Его деятельность может быть мотивирована только пониманием некой отдалённой перспективы, так как только одинокий может понимать суть человека, а значит и человечества, вне зависимости от факторов, обуславливающих его.

Перспектива возможна только через вскрытие этой сути человека, без этого любые формы, в которые он облекает сам себя или его социум, бессмысленны.

Отсутствие привязанности

Одиночество - следствие отсутствия привязанности. Человек привязывается к своим стереотипам мышления, когда, допустим, он считает, что некто должен быть его, своего рода, собственностью. Он наделяет его функцией постоянства, нарушение которого тем, кого он наделяет этой функцией, оказывается травмирующим для " собственника", потому что нарушается стереотип мышления, что некто теперь не отвечает его сиюминутным реакциям.

Или как это ещё называется - "Вторая половинка". Мысленный посыл данного понятия, будто бы предполагает изначальную неполноценность индивида, который может обрести её только имея "Вторую половинку". Половинка решает попробовать чего-нибудь нового на стороне и другая половинка впадает от этого в подавленное состояние, вместо того, чтобы пробовать тоже самое и тоже на стороне.

На самом деле это не есть любовь, а привязка к стереотипу, что половинка - это хорошо, а всё остальное плохо. Этот стереотип означает создание антипода в виде того, что противоречит половинке, а значит это что-то второстепенное - вступающее в конфликт с текущим состоянием.

Когда внешнее перестаёт быть мотиватором.

Я пришёл к тому этапу, когда внешнее перестаёт быть мотиватором, но он не достигается по инерции, потому как это результат внутренней работы да и достижений особых во внешнем нет. Его просто минуешь, осознав, что оно не отвечает тому запросу, который находится на принципиально ином уровне по отношению к внешним дополняющим повседневное существование вещам.

Ты, как будто бы проживаешь эти социальные положения социальные этапы, даже если не был в них непосредственно. Такие категории как обустроенность перестают существовать, потому что ты понимаешь, что эта погоня по сути своей бесконечна, и по сути она является погоней, потому что насыщаешься только будучи в состоянии погони.

Человек изначально одинок

Человек рождается один, один и умирает. Он, как часть природы, проистекает из неё. Но как отдельная биологическая особь он отделен от других особей. Если он пытается себя идентифицировать с какой-либо особью или сообществом особей, то она или они так же отдельны от него, то есть он или они не являются его частью.

Если он себя связывает некими чувствами с одной из этих особей, то тем самым он отдаёт ей часть себя, то есть он уже не является в полной мере собой. Эта особь может умереть, а вместе с ней умрёт и их союз. И мне бы хотелось разобраться, почему человек так легко отказывается от самого себя, и почему он так легко заменяет верность своей сути мыслью о некоем союзе с другим.

Я не говорю, что человек должен избавиться от всяких контактов и отношений, если эти отношения развивают его, я говорю о подмене идентичности с собой союзом с другими.



Поддержать мой проект:
Сбер: 5469 5500 1839 8310, Илья Сергеевич К

Предлагаю обсудить эту статью на моём форуме

Автор: Илья Колмаков

Поделись с друзьями этой статьёй и расскажи в комментариях, что ты думаешь по поводу этой статьи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.