Поговорим о том, что такое пропаганда. Вообще, я делю пропаганду не по определённому её намерению, а по тому воздействию, которое она оказывает на человека. То есть тот, кто воздействует на другого человека, донося до него определённую мысль, может и не ставить своей целью сформировать у другого человека определённое отношение к чему бы то ни было. Равно как и тот, кто воспринимает информацию, не обязательно станет воспринимать её как пропаганду. Здесь я писал про футбол.
То есть всё отличие пропаганды от не пропаганды, в обывательском смысле, заключается лишь в масштабах, при которых существует государство и его паства, которая ему поклоняется. Но какой человек не стремится настроить отношение другого человека к чему бы то ни было на своё собственное виденье. Разве человек не стремится превознести своё мнение над мнением другого даже в простом диалоге. Если хотите узнать о том, что такое мировые конфликты - можете сделать это здесь.
В русскоязычном сегменте интернета я часто вижу неких персонажей, которые изображают из себя беглых либералов, следующих некоему принципу своей оппозиционности системе. Но обыватель, почему-то, вовсе не обращает внимания на то, что данные «либералы» ещё вчера представляли из себя порождение той системы, по отношению к которой они якобы находятся в оппозиции. И вдруг, в силу каких-то неведомых причин, они перестали ей являться. Хотя существо, порождённое системой, не может быть по отношению к этой системе в оппозиции, разве что только декларировать об этом оппонировании.
Обыватель клюёт на удочку «принципиальности» подобных персонажей, и после этого начинается самое интересное: он начинает думать, что между этими клоунами и режимом существует некая борьба. Вот это и есть пример реальной пропаганды, когда создаётся имитация борьбы, основанной на принципиальности взглядов: беглый либераст и тоталитарная власть. При том, что беглый либераст — это и есть сам продукт этой системы, хотя даже он сам может думать, что находится в оппозиции по отношению к ней.
Пропаганда как инструмент изменения общественного мнения.
Пропаганду можно рассматривать как инструмент общественного мнения, и именно ассоциацию с таким влиянием и производит в голове большинства людей слово пропаганда. И, думаю, что на российских каналах многие передачи считаются пропагандистскими. Хотя я, допустим, вообще не смотрю телевизор, и у меня его нет. Я в общем-то и не рассматриваю эти каналы как нечто серьёзное, потому как они рассчитаны просто на абсолютно тёмных и дремучих, в интеллектуальном смысле, людей.
То есть двигатель российской пропаганды — это не столько некое сознательное целенаправленное на изменение общественного мнения намерение, сколько примитивная аудитория, потребляющая подобный продукт. Ведь если бы аудитория была по своему интеллекту хотя бы чуть выше, чем инфузория-туфелька, то этот продукт просто не был бы востребован.
Дополнение 27.06.2022
Поговорим о том, зачем нужна пропаганда? Думаю, что было бы ошибочно понимать пропаганду как намеренное воздействие на человека, потому как для него пропагандой может стать что-угодно по своему следствию воздействия, которое даже не инициировалось как пропаганда. Почему-то у многих людей пропаганда ассоциируется с государством, при том, что пропаганду было бы правильно расценивать не по её источнику и характеру воздействия, а по степени потребности обывателя в вере в некую идею.
Когда, допустим, некто говорит: слава богу, я задумываюсь, о каком таком боге идёт речь. Хотя этот человек произносит это так, будто есть какой-то бог. Может быть он говорит это не задумываясь, может быть он пропагандирует идею существования некоего бога? В любом случае, мне не совсем понятно, зачем он это произносит, следовательно, вопрос о том, зачем он это делает остаётся открытым. Или некто говорит: мАя страна вЯликая. Тоже не совсем понятно, что имеется в виду под величием.
То есть пропаганда — это следствие влияния на человека некой идеи, в зависимости от некритического восприятия её человеком. Самое забавное даже не в самой пропаганде, а в том, что человек может думать о своём противостоянии пропаганде при том, что он использует те же понятия, что сформировала в его голове сама пропаганда. В этом смысле, не важно, что сам человек считает пропагандой.
Такой обыватель опирается на свою веру в то, что «борьба с пропагандой» не может являться самой пропагандой. Хотя, какое значение имеет определение такой пропаганды, если и в том и в другом случае человек воспринимает это только лишь посредством своей веры? Просто для пропагандистской инъекции, человеку достаточно, чтобы информация подавалась в располагающем к его собственной вере виде.
Действие пропаганды на примере из реальной жизни.
Есть очень простой пример того как действует пропаганда, это может быть так называемое безалкогольное пиво. Само словосочетание «безалкогольное пиво», на самом деле, содержит в себе установку в виде утверждения, что употребление любого пива — это норма. Слово «Безалкогольное» отключает критику мышления, слово «пиво» побуждает покупать пиво и уже не важно какое.
И этот принцип касается любой пропаганды, если мы имеем необходимость делить её на виды. Но, опять же, я поясняю принцип действия пропаганды с точки зрения восприятия человека — обывателя.
Либо же пример ещё более похабный - «детское шампанское» означает — вашему ребёнку можно пить алкоголь и алкоголиком быть абсолютно нормально. Конечно же, это немного примитивная интерпретация действия пропаганды, но в этом её суть. Пропаганда своим действием как бы создаёт мнение о норме там, где нормы не может быть по определению. Тем самым она формирует фейковое представление о реальности.